Все мы знаем о нелёгком труде актёров кино - сколько им всего приходится испытать на съемках. Но есть в кино и скромные труженники, которые возят карету принцессы, таскают на своих спинах рыцарей и мушкетёров, падают на полном скаку и "умирают" от холостых пуль. Это, как вы уже поняли, лошади. И, уж поверьте, им на съемках ничуть не легче, чем актерам...
Оказывается, в России не бывает профессиональных лошадей-киноактеров.
Животные обитают не на киностудии, а у своих владельцев, и их
«вызывают» на съемки по мере необходимости. Когда работа над фильмом
заканчивается, то уже обученных, привыкших к съемочной площадке
лошадей возвращают владельцам. Правда, бывало и по-другому. Так,
например, сменил хозяев жеребец по кличке Атлас, главный четвероногий
герой фильма «Смелые люди». Картина была снята по личному распоряжению
Сталина, а после ее просмотра Буденный, курировавший фильм, подарил
Атласа Алибеку Кантемирову, который организовывал съемки животных. Но
подобная история — исключение из правил,
В базе данных студии «Мосфильм-КИНОлогия» более пяти тысяч животных.
Директор студии Виктор Зуйков не только знаток своего дела, но и
настоящий кладезь всевозможных историй, которые случаются на
съемках фильмов с участием животных. В частности, лошадей...
На съемках нового фильма Павла Лунгина "Олигарх" произошел
случай, заставивший хохотать всю съемочную группу. По сюжету гeрой
фильма, которого играет Владимир Машков, выезжает к гостям на слоне,
гости дарят ему королеву красоты, которую привозят в пролетке, золотую
лопату, доставляемую в карете, а также коня-ахалтекинца. Хозяин,
предоставивший для съемок ахалтекинца-двухлетку по кличке Кагар,
предупреди что конь в принципе «очень смирный и послушный, только
кобыл ему показывать нельзя — всех кроет». Пожелание учли, и карету,
запряженную двумя кобылами, заранее отогнали подальше от сьемочной
площадки. Но никто не подумал о задействованной в фильме цирковой
слонихе Чани — красавице тридцати трех лет. Между тем жеребец мигом
сообразил, что слониха тоже относится к женскому полу, и мужская
гордость взыграла. Едва увидев эту «о-о-очень большую серую кобылу»,
Кагар раздул ноздри, встал на дыбы и с диким ржанием помчался в ее
сторону (по-видимому, такая мелочь, как хобот, его не смущала).
Жеребца поймали в тот момент, когда он совсем было собрался
пристроиться к ошеломленной слонихе. Вот что значит горячая восточная
кровь!
Кстати, взаимодействие животных на съемках — отдельная тема. Однажды
та же слониха Чани снималась в Чехии. Так вот каскадерские лошади,
увидев ее, со страху рванули так, что разломали карету. Чани лошадей,
конечно, не боялась, но почему-то испугалась развалившейся кареты и...
ломанулась в другую сторону. «Я слониху поймал раньше, чем каскадеры
своих лошадей», — хвастал потом дрессировщик Борис Федотов.
Лошадям не объяснишь, где можно справлять свои дела, а где - нет. Тот
же ахалтекинец Кагар, что снимался в «Олигархе», как-то раз
участвовал в рекламе часов. Съемки проходили в центре Москвы, и
проголодавшаяся группа приносила пакеты с едой из «Макдоналдса».
Жеребец отлично снимался и вел себя хорошо, но под конец справил
свои дела прямо на асфальте. Обычно при съемках лошадей для таких
целей специально возят с собой пустые мешки и опилки, а тут позабыли.
Поэтому сложили навоз в пустые пакеты из-под гамбургеров, аккуратно
поставили их невдалеке и отвлеклись на съемки. Внезапно из-за угла
появился бомж, схватил два пакета и бросился бежать, Как ни кричали
ему вслед — бесполезно. Сначала участники съемок пожалели бомжа, а
потом расстроились совсем по другому поводу — ну что бы ему
украсть все девять пакетов!
Еще один случай на ту же тему. Однажды конь... устроил замыкание. Он
умудрился налить лужу аккурат на то самое место, где соединялись все
кабели осветительной аппаратуры. Обошлось без трагедии только потому,
что питание было отключено.
По сценарию в «Наследнице Ники» на лошадь в лесу набрасывался волк, и
она отбивалась, ударяя задними ногами. Живого волка не было, работали
с чучелом, набитым поролоном. Лошадь по имени Таис — по фильму Зарница
— быстро сообразила, что если перед ней на дороге возникает серое
чучело на веревке, надо ударить его задними ногами, и тогда сразу
получишь что-нибудь вкусненькое. Материал благополучно отсняли и
повезли Таис во Львов — работать над следующей сценой. Но
дрессированная лошадь так вошла во вкус, что на всякий случай отбивала
ногами всех встреченных городских собак. Авось дрессировщик еще
чем-нибудь угостит.
Преподносил сюрпризы на съемках и пегий конь Персик, у него были две
особенности: он любил покушать и к тому же приспособился вылезать из
любого недоуздка. Однажды актеры, придя утром на съемочную площадку,
обнаружили там полицию (дело было в Венгрии). Полицейские объяснили,
что ночью ограбили буфет — с двух подносов исчезли бутерброды. «Дело»
моментально было раскрыто, когда в стойле увидели очень довольного и
толстого Персика, разумеется, без недоуздка. Он дожевывал последний
бутерброд.
В фильме «Послушай, не идет ли дождь» есть такой эпизод: черный
жеребец без седла и уздечки, символизирующий смерть, выскакивал на
аллею в зимнем парке. Казалось, что снять это будет нетрудно. По всей
трассе нужно было ставить загородки и гнать коня по ним, чтобы он не
сбежал. Но это теоретически. Практически ни времени, ни денег на
такую длительную работу не было. Поэтому поступили проще. В конце
аллеи клали горбушку, жеребец проскакивал по аллее в нужном
направлении, быстро съедал горбушку, а потом... А потом почти вся
съемочная группа садилась на коней и долго ловила жеребца в лесу.
Каждый новый дубль — и все, включая погоню, повторялось сначала.
Лошадей тоже приходится одевать и даже гримировать. Исторические
костюмы для лошадей — седла и попоны — шьют по эскизам известного
специалиста, историка Михаила Горелика. Порой такая сбруя может стоить
очень дорого. После съемок она хранится как реквизит — вдруг еще
кому-нибудь пригодится. В закромах «Мосфильма» хранятся не только
сбруя и упряжь, но и костюмы конюхов, и роскошные кареты.
Иногда по сценарию лошадь должна состариться, похудеть. Тогда ее
сажают на специальную диету, состоящую почти из одного сена, и за
неделю-другую без вреда для здоровья животного добиваются нужного
результата. Ведь рисовать на ее боках торчащие ребра было бы чересчур
сложно.
Порой лошадей приходится по-настоящему красить, например, если
требуется убрать пятна. Ведь съемки могут происходить не только в
разных городах, но и в разных странах. Возить с собой лошадей трудно,
да и накладно. В этом случае подбирают похожее животное и, если надо,
гримируют его. Но чем? Обычная краска для волос может неожиданно
придать шерсти, например, синий или зеленый оттенок... Кроме того,
лошадь дышит кожей, и неподходящий краситель может нанести ущерб ее
здоровью. Поэтому чаще всего лошадей красят человеческой гримерной
краской — той самой, с помощью которой белого актера превращают в
негра. Такая краска безвредна и легко смывается водой. Правда, в ней
пачкается и всадник, и все остальная съемочная группа, но это уже
мелочи...
Во время исполнения трюков лошади доставляют немало хлопот. Каскадер и
киноактер Мухтарбек Кантемиров рассказывает: «Возьмем самый обычный
трюк — подсечку, когда лошадь падает на скаку. При правильной
постановке трюка каскадер, разогнав лошадь, тянет за концы веревок,
особым образом надетых на ноги и шею животного. Лошадь падает на
колени, а затем на бок, не получая при этом никакого вреда. Но надо
учесть, что лошади — очень умные животные! Те из них, с которыми уже
пару раз исполнили подсечку, хорошо чувствуют ее момент и начинают на
бегу растопыривать ноги так, что завалить их просто невозможно...
Тогда лошадь приходится заменять».
Большинство лошадей, которых мы видим в российском кино, получили
образование в Московском кавалерийском полку, который неофициально
считается «мосфильмовским», Там их приучают не реагировать на взрывы,
не пугаться хулиганов — специально кидают в них бутылки, утрожают
палками... Тем не менее все ситуации предвидеть невозможно — однажды
на съемках лошадь понесла оттого, что впервые в жизни увидела...
воробья.
В Соединенных Штатах позиции Общества защиты животных так сильны, что
без его разрешения не выходит ни один фильм. Если в фильме делают
подсечку, то от режиссера требуют, чтобы камера прослеживала, как
лошадь встает и идет после падения, дабы убедиться, что она не
покалечилась и не погибла. При этом режиссерские задумки никого не
интересуют.
Поэтому подсечки в Штатах делают редко, вместо них используют так
называемые завалы, когда лошадь по команде падает сама. Но для этого
животное нужно очень долго дрессировать. Такое можно себе позволить в
Голливуде, в котором постоянно содержится около девятисот четвероногих
«киноактеров», но не в России, где ни одна киностудия пока не держит
собственные конюшни.
К тому же у нас съемками животных далеко не всегда занимаются
профессионалы. Так, при съемках фильма «Наследница Ники» табун
лошадей должен был под пулями мчаться по степи; пуля попадала в
жеребенка, тот «умирал»; несколько «убитых» лошадей лежали на земле.
С жеребенком все прошло относительно легко — ему просто вкатили
снотворного, он, пошатнувшись, упал на землю и через некоторое время
благополучно проснулся. А тем лошадям, которые лежали на земле,
пришлось плохо — им чересчур сильно перетянули ноги. В итоге
несчастные животные, пролежав связанными несколько часов, погибли.
Возможно, сейчас ситуация со съемками животных выправляется. С тех пор
как Карен Шахназаров стал президентом «Мосфильма», уже всерьез идет
речь о создании профессиональной базы для передержки мелких и средних
животных. Планируется сделать кинозообазу и на северо-западе Москвы.
А 25 января в театре Натальи Дуровой состоится 11 московский
кинофестиваль «Золотой клык», на котором будут премированы лучшие
фильмы и сценарии с участием животных. И два приза приготовлены
специально для фильмов с участием лошадей. В качестве номинантов
рассматриваются каргины «Белое солнце пустыни», «Смелые люди»,
«Неуловимые мстители» и другие. Так что вполне возможно, что в
недалеком будущем мы будем читать светские сплетни из жизни известных
животных.
Анна Баскакова
Фото из архива Виктора Зуйкода
Материал (с сокращениями) взят из журнала "ТВ Парк" №3 от 2002г.