Начало работы по выведению тяжеловозной породы
коней на Украине приходится на 1868 год, когда в Полтавскую область были
завезены тяжеловозовы из западно-европейских стран, преимущественно из
Бельгии.
Местных кобыл (частично улучшенных разными
другими породами) скрещивали с горными бельгийскими арденами, в меньшей
мере с брабансонами и першеронами.
До 1920 г. в породе русских арденов сформировалось
несколько породных типов. Самыми маленькими, но наиболее однотипными, пропорционального
телосложения, были дубровские ардены.
В 1923 г. дубровских тяжеловозов, и в 1929
г. поголовье коней Мариупольской народной фермы было передано Новоалександровскому
конному заводу.
Дальнейшая работа строилась на кроссах линий
с одновременным применением инбридинга. В результате был полученный тип
лошади, который характеризовался небольшим ростом, широким бочкоподобным
корпусом, на низких сухих, правильно поставленных ногах, с легкой головой,
короткой широкой шеей, длинным раздвоенным, широким, немного вислым крупом.
Далее, вплоть до 1941 г., главной целью завода
было выведение более крупных лошадей правильного экстерьера и высокой работоспособности.
Так в 1948 г. был создан новоалександровский (украинский) тип русского
тяжеловоза, официально признанный 31 декабря 1970 г. (приказ № 437 МСХ
СССР).
Начиная с 1960 г. Работа с новоалександровским
типом тяжеловозов сосредоточилась на трансформировании типа в новую породу.
Это было зафиксировано планами селекционно-племенной работы (Волков Д.А.,
Кесарская М.С., Калантар А.А.).
Лошади небольшие (жеребцы - высота в холке - 149 см; косая длина -191 см; обхват пясти - 21 см); массивные (живая масса жеребцов 590, кобыл - 560 кг), имеют гармоническое строение тела, сухую конституцию, энергичный и вместе с тем уравновешенный темперамент, отличаются довольно высокой работоспособностью, долгожительством и производительностью. Максимальное тягловое усилие 669 кг.
От кобыл за лактацию получают до 2500-3000
кг молока, от 100 кобыл - до 85-90 жеребят.
Животные привередливые к корму, используются
на сельскохозяйственных роботах и для улучшения массового и продуктивного
коневодства.
Благодаря высоким племенным и полезным качествам тяжеловозные лошади новоалександровского типа распространились почти во всех областях Украины, а также в России, Беларуссии и других регионах бывшего СССР.
В настоящее время племенное ядро породы сосредоточено
в 8 конных заводах: Новоалександровском, Дубовском, Лимаревском, Стрелецком,
АО "Павловское", Лозовском, Ягольницком, Александрийском, на 40 племенных
фермах, у частных собственников. По предварительным данным учета, чистопородное
поголовье в хозяйствах всех форм собственности составляет свыше 4000 голов,
в том числе почти 1100 голов кобыл 3-х лет и старшее и 650 жеребцов-производителей.
Указанное поголовье принадлежит к 8 линиям
и 16 маточным семьям.
Обследование коней в хозяйсвах, которое проводилось
с целью апробации новоалександровской тяжеловозной породы, показало, что
поголовье достаточно консолидировано по типу и происхождению, имеет своеобразный
гармонический экстерьер.
Более двадцати представителям новоалександровского
типа было присвоено звание чемпионов и рекордистов породы. Среди них Кокетливый,
его сын, чемпион ВДНХ СССР Бук, дочь Лужайка, Пакет, который вывез груз
24 тонны на 5 м 55 см, Тамбур - рекордист породы по тягловой выносливости
(вывез груз 9,4 тоны на 1147 м), Геральдика - рекордистка в доставке груза
рысью (прошла дистанцию 2000 м с тягловым усилием 50 кг за 5 мин. 20,4
сек.). Эти показатели работоспособности превышают результаты тяжеловозов
более крупных пород.